Понеділок, 20.05.2019, 12:04
Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту
Вхід на сайт
Пошук
Календар
«  Травень 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Маріупольська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 68 м.Маріуполя

Шкільна служба примирення

Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. Конфликт влияет на формирование нашего характера и мировоззрения, является ресурсом для нашего развития и, при условии его конструктивного разрешения, взаимоотношений между людьми. В повседневной жизни слово «конфликт» употребляется по отношению ко многим явлениям – от вооруженных столкновений и противопоставления разных социальных групп до бытовых недоразумений. Хотя большинство людей считает конфликт негативным явлением, на самом деле он может сделать нас сильнее и мудрее, воспитать нашу волю, помочь понять свои качества, сблизить с людьми, которые нас окружают. С другой стороны, на эмоциональном уровне в результате конфликта у человека возникает чувство гнева и раздражение, под влиянием чего может появиться депрессия. В процессе конфликта человек полагается на собственный эгоизм, не обращая внимание на чувства и мысли своего оппонента, но со временем устает и стремиться как можно быстрее завершить ссору.

            Люди отстаивают свои интересы по-разному. Существует три общеизвестных метода решения конфликта:

            - применение силы – использование подхода с позиции силы означает принуждение стороны к действию, которых мы хотим достичь;

            - подход с позиции права – обращение к закону или административным процедурам;

            - обсуждение интересов – возможность сфокусироваться на проблеме, с учетом скрытых потребностей сторон.

            При детальном рассмотрении проблемы становится очевидным, что необходимо искать такой путь разрешения конфликта, который максимально удовлетворит обе стороны, а это абсолютно не возможно в случае применения подхода как с позиции силы, так и с позиции закона – оба подхода предполагают принуждение. Таким образом, с точки зрения «восстановления отношений» между участниками конфликта самым лучшим является ситуации по принципу «выигрыш - выигрыш», который достигается только при условии учета интересов обоих сторон.

            Нередко случается так, что люди не могут понять интересы друг друга без помощи третьей независимой стороны. Участие такой независимой стороны используется в альтернативном методе разрешения конфликта – медиация.

            Медиация – это добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральная сторона (медиатор) помогает сторонам найти приемлемый вариант разрешения ситуации, которая сложилась. Важной чертой медиации является то, что стороны совместно берут на себя ответственность за принятие решения и его выполнение. Во время процедуры медиации все стороны должны помнить определенные правила и обязанности, которых необходимо придерживаться – основные принципы медиации:

            Добровольность – каждая из сторон добровольно принимает решение об участии в переговорах и осознает, что решение может быть достигнуто только путем сотрудничества; возможность добровольного приостановку процесса на любом этапе.

            Распределение ответственности – стороны несут ответственность за принятие решения и его выполнение, медиатор – за соблюдение правил и принципов процедуры.

            Нейтральность, безоценочность – во время процесса медиатор не занимает позицию ни одной из сторон, не оценивает их, а одинаково помогает обоим. Медиатор является нейтральным по отношению к конфликту (не вступает в прения), и в то же время, искренне старается помочь обеим сторонам найти самый лучший вариант решения.

            Конфиденциальность – все, что происходит на медиации, не разглашается ни медиатором, ни сторонами, за исключением ситуаций, когда стороны планируют причинить вред себе или кому-то другому.

            Разрешая конфликт  с помощью медиации, стороны должны настроиться на сотрудничество, и это является главным заданием медиатора – специально подготовленного посредника в разрешении конфликта, который одинаково поддерживает обе стороны и помогает им найти решение. Важно отметить то, что медиатор не имеет право разрешать конфликт за участников, но при этом:

            - помогает каждому участнику высказать свое видение ситуации;

            - следит, чтобы все участники услышали версию противоположной стороны;

            - определяет, обобщает, перечисляет вопросы, которые необходимо решить;

            - определяет совместные позиции и интересы сторон.

            Процесс медиации теоретически легкий, но на практике оказывается сложным. Сначала медиатор должен ознакомить стороны с процессом медиации, его заданиями и правилами. Затем каждая из сторон описывает свое видение сложившейся ситуации. Из сказанного медиатор составляет список вопросов, которые необходимо решить. Стороны с помощью медиатора находят возможные варианты разрешения спора, в конце обсуждают их, выбирают наиболее приемлемые и составляют соглашение.

            Преимущества медиации сверстников:

            - уменьшается риск возникновения непонимания между поколениями, ведь часто существует проблема навязывания младшим своего видения и способов разрешения определенных проблемных ситуаций;

            - ученики – медиаторы могут знать причины конфликта в зависимости от возраста;

            - атмосфера доверия и взаимопонимания между представителями одного поколения устанавливается намного быстрее;

            - в разрешении конфликта берется во внимание мысли каждого;

            - ровесники больше доверяют друг другу; работают по принципу «равный - равному»;

            - ровесники в роли медиаторов вызывают у сторон уважительное отношение; стороны конфликта настраиваются на позитивное восприятие ситуации и серьезный подход к ее решению;

            -получение помощи от ровесников настраивает стороны на принятие услуг и согласие на сотрудничество;

            - простой разговор со своими ровесниками приводит к решению конфликтных ситуаций.


Кодекс поведения в конфликте.

  1. Настройся на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и лучшую часть его личности.
  2. Переключись с эмоционального на рациональный режим работы психики. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются. Важно решить две самостоятельные задачи: главное – это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения.
  3. Дайте оппоненту «выпустить пар», говори, когда он остыл. Не спеши реагировать, держи паузу; посмотри на себя со стороны; найди на чем отвлечься; искренне пожалей про себя оппонента; сознательно распредели свое сознание на другие объекты.
  4. Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите, что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции.
  5. Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами. Доверительно попросите совета; задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для собеседника; напомни о том, что связывало в прошлом и было приятным; скажи комплимент.
  6. Предложи оппоненту высказать свои варианты решения проблемы
  7. Давай оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивай с проблемы на личность
  8. Отражай как эхо при помощи вопросов смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?».
  9. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это быстро, решительно и не в конце разговора.
  10. Оформи приятную договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.
  11. Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым
  12. Всячески избегай характеристик эмоционального состояния оппонента. «И чего ты кипятишься?», «Ну вот, полез в бутылку!».

    Тренінг «Базові навички медіатора шкільної служби розв’язання конфліктів»


    Система організації індивідуальної  виховної роботи з учнями схильними до девіантної поведінки.